пятница, 16 декабря 2016 г.

2016.12.14-16. Конференция по вопросам сохранения исторической застройки центра Одессы.

      В Одессе 14-16 декабря прошла IV международная научно-практическая конференция по вопросам сохранения исторической застройки центра Одессы путем включения в основной Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

         Вопреки логичному изложению хода конференции от начала до окончания предлагаем послушать завершающие выступления, адресованные журналистам.

Заключительная пресс-конференция. Часть 1. https://youtu.be/y5o3k35l644    и
Часть 2. https://youtu.be/67Vo7yeVvP0



В буклете с программой конференции были перечислены организаторы и ученые, которых благодарили все выступающие за возможность высказать свои мнения и пожелания по поводу  сохранения исторических сокровищ уникального города.



















Автору блога удалось быть свидетелем только третьего дня конференции, поэтому далее описываю лишь то, что видел и слышал.

Руководили секцийнным заседанием Валерия Леонидовна Цубенко и Андрей Игоревич Шелюгин.



Участники конференции и фрагменты некоторых  докладов 16 декабря.

 

 Маркман Петр Федорович 

 

  

Аурелия Карпова. Творчество А. Бернардацци в Кишиневе. https://youtu.be/Uh_9RxUxePc

 


Сторожук Светлана Сергеевна сделала доклад о сохранении объектов промышленного наследия
https://youtu.be/yprjyy4dwgA

 

                                                     

Горбатюк Анатолий Исаакович   https://youtu.be/VkI5fhyiqvQ и https://youtu.be/EIwx1J6swik


Примечание: Мост Коцебу, который ремонтировали с июля 2016 г., сначала был открыт для пешеходов,




а в субботу 17.12.2016 открыт для проезда автотранспорта по ул. Бунина, но реставрация продолжится.


 



Армен Петоян, глава Одесского Фонда Культурного наследия. ИСТОРИЧЕСКИЕ АРТЕФАКТЫ ЦЕРКВИ св.НИКОЛАЯ В г.КИЛИЯ
https://youtu.be/0xx6r4Vi3CA










Лупашку Валерий
Влияние железнодорожного транспорта  на архитектурно-планировочную структуру исторического города.  
https://youtu.be/VJOBUf1fkXw
и    https://youtu.be/VBCgmUpctUI


 

 Герасимова Светлана Николаевна. Екатерининская площадь:история в документах.
 https://youtu.be/998GQlenkTk


 

 


 Андрей Добролюбский доклад о Джинестре
 















Несколько фото участников конференции




















 





Для полноты впечатлений о накапливаемом комплексе идей
по включению одесских сокровищ в основной Список всемирного наследия ЮНЕСКО есть смысл просмотреть репортаж о прошлогодней конференции 

см. на  http://v-m-b.blogspot.com/2015/12/20151202-04.html






Приложение:

Фото текста доклада Надежды Игоревны Котовой-Адэльской о доме №3 по ул.Бунина.




Владислав Масленко, Дмитрий Жданов             
ЭПИГРАФИКА ОДЕССКИХ КАТАКОМБ
Одесские катакомбы – уникальный объект культурного наследия Одессы и прекрасный памятник истории градостроительства.
В 19 веке одесские подземелья вдохновили писателей на ряд детективных романов и повестей, а так же послужили причиной появления целого диалекта (коржи, плаха, спайка – все это термины горных инженеров и рабочих, которые трудились в катакомбах).
Одесские катакомбы так же славятся своими многочисленными рисунками и надписями, начавшими появляться в них с 1812 года (самая древняя датированная надпись в одесских катакомбах). Эпиграфика одесских катакомб является уникальным культурным наследием и должна охраняться, наравне с другими. Старинные рисунки и надписи имеют важное значение для этнографических и исторических исследований.
Так, например, многочисленные рисунки дают возможность восстановить быт рабочих, а так же позволяют восстановить технологию добычи известняковых блоков для строительства домов. Хорошо сохранились рисунки, показывающие различные этапы добычи известняка, а так же инструменты, которые применялись рабочими.
Среди рисунков значительную группу составляют портреты, чаще всего изображающие людей в профиль и в полный рост. Некоторые из них подписаны, как например некий Лейба Унгир. Встречаются так же и откровенные карикатуры как на владельцев шахт и простых рабочих, так и на известных политических деятелей.

Довольно много в катакомбах изображений лошадей, что неудивительно, ведь их использовали для вывоза из каменоломни биндюжек, груженых камнем. Часты в катакомбах изображения кораблей, паровозов, самолётов – технический прогресс на рубеже веков поражал воображение необразованного каменолома.
Довольно интересны с точки зрения этнографии являются изображение жилищ, групп жилищ и даже отдельных видов на села в окрестностях Одессы.
Среди надписей, отдельную группу составляют тексты романсов, цитаты из классики (например, из Шекспира) и молитвы, написанные без грамматических ошибок людьми с поставленным почерком. Это является косвенным подтверждением того факта, что в одесские катакомбы по различным причинам попадали люди самых разных сословий.
Иногда встречаются и политические лозунги, например «Долой временное правительство», такие тексты дают представление о политических настроениях в Одессе в разные временные периоды.
Интересны и «бытовые» тексты с указаниями нелегкой работы в горных выработках и условий труда шахтёров, к основным из них можно отнести расчеты добытого отдельными горняками камня. Даты на стенах катакомб помогают восстановить хронологию добычи известняка и дают представление о темпах работы в разные исторические периоды.
Чрезвычайно интересны официальные документы, оформленные на стенах катакомб. Среди них выделяется официальное донесение (1903 год), рапорт на увольнение(1900 год), расписка (1912 год), а так же официальная "справка" для некого Ивана Кищенко, оформленная в 1937 году.
Впервые обратил внимание на ценность бытовых рисунков в каменоломнях в 1968 году Владимир Головченко. С этого времени целый ряд исследователей изучали эпиграфику катакомб, однако публикаций на эту тему практически нет. Одна из первых научных попыток классифицировать рисунки и надписи была сделана в 2001 году Верой Шутовой в ее книге «Графические рисунки подземных каменоломен».
Эпиграфика одесских катакомб имеет практическое применение не только для исторических и этнографических исследований, но и для развития туристической привлекательности катакомб. Надписи и рисунки – один из основных объектов показа в катакомбах для туристических групп. Одесские катакомбы имеют статус природного памятника регионального значения (в том числе уникальный палеонтологический заповедник). В 2016 году часть катакомб под Одессой получила статус объекта культурного наследия местного значения и эпиграфика – один из основных элементов, позволивший сделать это.
Но одесские катакомбы это не только уникальный объект культурного наследия и природный памятник. Катакомбы – негативный инженерно-геологический фактор при застройке города. Ежегодно во время строительства часть катакомб уничтожается, при этом исчезают и наскальные рисунки и надписи на стенах. Также уничтожение происходит и естественным путём при природных процессах (обвалы, замывы). Задача исследователей сохранить частички нашего прошлого хотя бы на фотографиях. Так же, особо ценные объекты можно было бы при тампонаже катакомб вырезать и музеифицировать на территории экскурсионных маршрутов. Однако, подобный способ сохранения эпиграфики требует специальной финансовой программы.
Фото Odesa incognita.

1 комментарий:

  1. http://izvestiya.odessa.ua/uk/2017/03/07/mozgovoy-shturm-dlya-odessitov

    Мозговой штурм для одесситов

    В выставочном зале Одесского морского порта состоялся научно-практический семинар на тему «Историко-культурное наследие г. Одессы как объект номинации ЮНЕСКО».

    Целью мероприятия было публичное обсуждение путей сохранения исторического центра Одессы путем включения его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. По словам организатора семинара, начальника управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесской городской рады А. Шелюгина, в 2016 году в Одессе стартовал трехлетний проект ЮНЕСКО по разработке номинационного досье для города.

    Для включения в Список всемирного наследия одесситам необходимо доказать уникальность исторического центра своего города. Задача сложная, поэтому уже прошло четыре конференции, на которых наши эксперты совместно с руководителями национальных организаций Международного совета по охране памятников и исторических мест Италии, Германии, Греции и экспертами ЮНЕСКО вели поиск уникальных критериев, свойственных только застройке Одессы.

    В текущем году досье будет разработано. Это очень кропотливая работа, – у каждого памятника в историческом центре должен появиться менеджмент-план его эксплуатации. В следующем году начнется популяризация этого проекта.

    На семинаре прозвучали доклады А.И. Шелюгина, гендиректора «Института культурного наследия» А.И. Звиряки, председателя Одесской областной ОО «Охрана памятников культуры» Н.Н. Моторевой, ректора Одесской академии строительства А.В. Коврова, депутата городской рады Э.П. Стаса, доктора исторических наук А.О. Добролюбского.

    Главным критерием уникальности А.И. Шелюгин считает особенности проектирования. На фотографии XIX века – панораме Одессы с моря, видно, что планировочная ось города, проходя через Потемкинскую лестницу и полуциркульные здания, упирается в верхушку Спасо-Преображенского кафедрального собора, которая как высшая геодезическая точка была ориентиром для лоций всех заходящих в Одесский порт кораблей. А начинается ось у портовой Свято-Николаевской церкви, в которой некогда служил чудотворец Иона Атаманский, канонизированный впоследствии как месточтимый святой.

    А.О. Добролюбский заметил, что Франц де Волан спроектировал город строго по трактату римского архитектора Витрувия. Расположив город с южной стороны бухты, где меньше заиливание и гниение, улицы развернул под 45 градусов к основным ветрам, вдобавок добился этим максимальной освещенности. Кроме того, выстроенная им защита от штормов – Платоновский мол – стала и морским фортификационным сооружением: во время Крымской войны этот мол помешал англо-французской эскадре использовать всю мощь своей артиллерии. Следующим критерием стали катакомбы Одессы. Они имеют наибольшую в мире длину. Три подземных объекта уже приняты под охрану в Украине.

    В качестве очередного критерия А.О. Добролюбский предложил рассматривать месторасположение Одессы. Две с половиной тысячи лет назад, когда море было на 12 метров ниже современного уровня, Кинбурнская коса доходила до Одесского залива. Днепр и Южный Буг впадали в море как раз напротив Приморского бульвара. Сейчас коса ушла под воду, но она все еще определяет фарватер бухты.
    Рубрика:
    Історія
    Выпуск:
    28.02.2017
    Автор:
    Віталій Сочалов

    ОтветитьУдалить