четверг, 3 августа 2017 г.

Обнаружены старинные фрески во время ремонта в доме на Пушкинской,6

Фасад дома на углу Пушкинской и Дерибасовской ремонтировали с сентября 2016 года http://odessa.net.ua/news/tvorenie-italjanskogo-arhitektora-frantsa-boffo-otrestavrirujut-
И вот, когда в конце июля нынешнего года дело уже дошло до приведения в достойный вид арочного въезда во двор дома, рабочие, снимавшие слои штукатурки, нанесенной в разные годы на стены и свод арки, обнаружили старинные фрески.


Арочный въезд во двор дома в исходном состоянии, т.е. перед снятием штукатурки.













Первый призыв к людям сведущим и небезразличным прозвучал в фейсбуке 28 июля в 12:13
на страничке  Виталия Оплачко:  "Одесса, Пушкинская 6, Дом Ягницкого 1835 г , архитектор Ф.К. Боффо. Первый(!) трехэтажный дом в Одессе. Под тремя слоями штукатурки обнаружены фрески. Предполагаю, что это сделано при строительстве, так как под ними уже камень. И что теперь делать? Оставить "окошком", или закрашивать? Друзья художники! Оцените и посоветуйте."
И вот уже разумная реакция  Юлии Жарковой: " Оказывается там целая фреска... будем спасать её!"

Пушкинская, 6. Археологические раскопки продолжаются. Свеженайденная розетка которую нужно реставрировать, впрочем и стены и ещё одну розетку вполовину утраченную. Пейзаж тоже приоткрылся больше... То ли ещё будет!

31. 07. Очень шаткое положение и нужна поддержка неравнодушных. Отведен всего 1 день на экспертизу красочного слоя. Рабочие хотят срочно грунтовать и идёт буквально борьба с бюрократической машиной. ОЧЕНЬ хочется сохранить эту красоту и не дать её закрасить.




















  31 июля в 12:35 Виталий Оплачко добавил 2 новых фото.


Как я и обещал, публикую фото фрески и росписи свода арки, сделанные камерой. После осмотра художником Серафимом Чаркиным и реставратором Юлией Жарковой, появилась надежда, что эти почти 200-летние работы неизвестных одесситов будут сохранены.
 





Лайки под этими фото поставили многие уважаемые одесситы:
178 Oksana Dovgopolova, Юля Жаркова и еще 176
Julia Sibir и еще 12



Так начало формироваться сообщество людей, считающих необходимым сохранение найденных фресок.


Юля Жаркова   31 июля в 17:54
Экспертиза красочного слоя показала, что фрески сделаны масляными красками, на казеиновой основе. Спасать их надо срочно: штукатурка была им своего рода защитой, а нынешняя среда для них довольно агрессивна.
Экспертная комиссия по защите памятников культуры вынесет свой вердикт в четверг. До этого - держим кулаки.
Прошу - ставьте тэги и репостите все, кто неравнодушен, и - может, спасём историческую ценность.




Дмитрий Шаматажи, автор идеи, составитель и фотограф в Архитектура Одессы - Architecture of Odessa  https://www.facebook.com/Architecture.of.Odessa/  высказал гипотезу, что автором этой фрески вполне может быть художник Юрс, который выполнил росписи в соседнем доме на Пушкинской, 8 и Пассаже.



Находку стали освещать СМИ:
29 Июль 2017  https://usionline.com/2017/07/29/na-stene-starinnogo-doma-v-tsentre-odessy-pod-shtukaturkoj-nashli-ostavlennyj-stroitelyami-risunok-foto/
... Руководитель группы архитектурного отдела киевского НИИ "Реставрация" Анатолий Изотов, который сейчас курирует реконструкцию Воронцовской колоннады, считает: "Конечно необходимо оставлять открытым. Необходимо пригласить художника-реставратора, который проверит всё и проведёт работы по раскрытию и реставрации найденого."

30 июля  http://slovo.odessa.ua/news/21088-starinnaya-freska-naydena-vo-vremya-remontnyh-rabot-doma-v-centre-odessy.html

30 июля https://dumskaya.net/news/pri-restavratcii-doma-v-tcentre-odessy-obnaruzhe-075247/

30 июля  http://trassae95.com/all/news/2017/07/30/odessity-obnaruzhili-na-stene-doma-na-ulice-pushkinskoj-starinnuyu-fresku-40438.html
К информации о находке в этой публикации добавлена
Справка: дом Ягницкого, расположенный на улице Пушкинской угол Дерибасовской, построен в 1835 году. Позднее там размещался отель "Парижский", где было 85 номеров и ресторан. В начале 20 века в части этого здания располагалась фирма "Торговый дом Дюброка", которая поставляла состоятельным одесситам вина и коньяки из Бордо (Франция).

1 августа  http://www.unn.com.ua/ru/news/1679656-v-centre-odessy-na-dome-obnaruzhili-unikalnye-freski



1 августа:
http://reporter.od.ua/v-odesse-vo-vremya-restavratsii-doma-nashli-starinnuyu-rospis/











2 авг. 2017 г.  https://youtu.be/HlqySTaI64M
 
 
 
Не перечисляя все публикации, можно сделать вывод - событие получило значительную огласку и обратило на себя внимание многих средств массовой информации, а значит их читателей и зрителей.
 
Экспертная комиссия по защите памятников культуры в четверг 3 августа пыталась найти ответ на вопрос "Что делать?".
Юля Жаркова 3 августа

Сегодня была экспертная комиссия по вопросу росписей в арке Пушкинской, 6, (Дома Ягницкого). Вкратце скажу: пока что комиссия приняла решение оставить росписи. Законсервировать и в какой-то мере отреставрировать. Почему "пока", "в какой-то мере" - сейчас постараюсь незанудно объяснить. И вот вопрос: останутся ли росписи нетронутыми страшными руками людей, которые прямо так и рвутся все это уничтожить и превратить венецианские росписи которым почти 200 лет в унифицированный аккуратный потолок? Не знаю, что в головах у некоторых жильцов этого дома, у человека, например, который орал мне с матом вперемежку что он мол ночью залезет на леса и "позакрашивает всё к такой-то матери". И на мои советы этого не делать, мол, штраф выпишут, орал: "Да откуплюсь я от вас всех, деньги у меня есть", а когда я сказала, что и посадить его ведь могут, крикнул, что мол уже сидел и готов еще отсидеть! Вот какие прекрасные люди живут у нас. У меня конечно руки тряслись, в руках я держала стакан с лимонадом и лёд шелестел. Спасибо всем. кто в эту жуткую жару пришел. Спасибо ребятам, которые остались там после рабочего дня и, хотя потолок - часть их заработка, оказались не столь мелочны и понимают, что перед ними - историческая ценность. И кстати, во многом благодаря тому, что они уверили, что вся штукатурка, что плохо держалась, сбита - принято было решение комиссии. Спасибо #ВиталийОплачко за публикацию о найденных сокровищах и жалении их спасти. Спасибо художнику-реставратору и скульптору #СерафимЧаркин, художнику и реставратору #АннаЧерешня, поэту и литератору #ЕвгенияКрасноярова, спасибо #ЕленаЖулицкая, - мой любимейший искусствовед и экскурсовод Художественного музея, которая грамотно и непредвзято рассказала о пейзаже и посоветовала попробовать снять еще один фрагмент штукатурки. Спасибо #НаталияШтербуль за принятие решения. Спасибо учёному #ВладимирБогатырёв в активном участии и любопытном предложении осветить юбилей архитектора Франца Боффо, который построил этот дом в 1835-м году, - в этом году будет 150 лет со дня его смерти в Одессе, хоть Боффо и родился в Италии.
Все же прошу всех неравнодушных по мере возможности участвовать в этой истории. Жаль, что на комиссию не пришли многие приглашенные. Простите что остальных участников комиссии я не могу отметить, это просто потому что не все есть в фб и потом, мне итак немного неудобно тут всех упоминать. Может это и неправильно.
Спасибо #АлександрПостолов за неравнодушие и присланные мне фото. На этих фотографиях, которые я публикую ниже - интерьеры и экстерьеры как раз того времени, той эпохи плавного перехода классицизма в модерн, когда можно было заметить именно такие декоры на стенах и потолках зданий и именно такого рода росписи!


Серафим Чаркин и Юля Жаркова




Светлана Литвакова и Серафим Чаркин

Руководит фирмой, выполняющей ремонт,
Наталия Штербуль.  Кстати, любопытное совпадение. С 1990-х годов до 17 марта 2014 года она была начальником Управления охраны объектов культурного наследия Одесской областной госадминистрации. 
17 марта 2014 года Наталья Штербуль подписала заявление об увольнении по собственному желанию. Тогда эта новость вызвала ликование общественности, которая неоднократно обвиняла Штербуль в разбазаривании архитектурного и культурного наследия города и области.



Пока строительные леса еще стояли и было возможно дотянуться до фресок реставратор Юлия Жаркова, потратив личные средства на нужные материалы и соглашаясь выполнить работу бесплатно, делала попытку нанести защитный слой на поверхность картины.
Но Штербуль ей запретила.  Велела оставить фрески в найденном состоянии. 
Большой мастер штукатурного дела Виктор Петрушенко закрепил гипсовую рамочку вокруг старинной картины и оставил ее ждать лучших времен, когда кто-то из начальников разрешит ее реставрировать.







Комментариев нет:

Отправить комментарий